понедельник, 18 октября 2021 г.

В библиотеке новая книга: Мартин Э. Зона интересов


Мартин Э. Зона интересов. Роман. - М.: Фантом Пресс, 2016 - 416с. (16+)

Об авторе

Мартин Луис Эмис — британский писатель и критик, родился в  1949 году в семье писателя Кингсли Эмиса и Хиллари Бардуэлл.

В 2008 году The Times причислила его к 50 лучшим британским писателям с 1945 года.

В своих книгах Эмис сочетает абсурдность постмодернистского мира и излишества позднекапиталистического западного общества с его гротескной карикатурой.

В 1950-60-х много разъезжал с родителями, сменил 13 школ в Англии, Испании и США. Мартин не читал ничего, кроме комиксов, до тех пор пока его мачеха, писательница Элизабет Джейн Говард, не познакомила его с творчеством Джейн Остен.

Позже Мартин признавался, что Остен повлияла на его ранние произведения.

Первый роман писателя, «Записки о Рейчел» (1973), заслужил награды имени Сомерсета Моэма. Самая традиционная из его книг рассказывает об эгоистичном подростке (Эмис признаётся, что списал его с себя) и его отношениях с девушкой Рейчел за год до поступления в университет.

Наиболее известны три романа Эмиса: «Деньги», «Лондонские поля» и «Информация». Они составляют так называемую «Лондонскую трилогию». Хотя книги имеют мало общего, все они — исследования жизни англичанина среднего возраста — антигероя, ведущего в целом предосудительный образ жизни, жаждущий избежать банальности.

С 2007 по 2010 Эмис был профессором творческого письма в Университете Манчестера. Он проводил семинары для аспирантов и участвовал в публичных мероприятиях: работал в двухнедельной летней школе, организовывал  публичные дискуссии с другими именитыми гостями от литературы на разные темы (литература XXI века, терроризм, религия, суицид, насилие и т. д.).

Приятель Эмиса поэт Крейг Рейн считает, что проза Мартина сродни сочинениям поэтов-«марсиан» — авторов, взирающих на наш мир с позиции инопланетного визитера. Да и сам термин martianism неспроста анаграмма имени Martin Amis.

 О книге

Из аннотации

Новый роман Мартина Эмиса, по оценке современных критиков – корифея английской литературы в Великобритании, назвали лучшей книгой за 25 лет. «Кафкианская комедия про Холокост» - так определил один из британских критиков. В книге разворачивается абсурдистское полотно нацистских будней. Страшный концлагерный быт перемешан с великосветскими вечеринками и детективными коллизиями. Кромешный ужас перемешан с шутками: Мартин Эмис привносит в разговор об ужасах Второй мировой войны интонации и оттенки, никогда прежде не звучавшие в подобном контексте. «Зона интересов» – это антивоенная сатира в лучших традициях «Бравого солдата Швейка2, изощрённая литературная симфония.

Мелодраматизм и обманчивая лёгкость сюжета служат Эмису лишь средством, позволяющим ярче высветить абсурдность и трагизм ситуации и, на время усыпив бдительность читателя, в конечном счете высечь в нем искру по-настоящему глубокого сопереживания.

Мнение литературного критика: Зачем это читать?

 Егор Михайлов. Всякое произведение о холокосте — попытка понять то, что понять невозможно, и в «Зоне интересов» Эмис обращается к этой теме в третий раз за свою писательскую карьеру. С одной стороны, это история любви, в которой ищут спасения Гело и жена коменданта. С другой — роман о том, что массовые убийства были крайне практичной индустрией, которая делала окончательное решение еврейского вопроса не слишком обременительным — а то и прибыльным. Нацисты придумали даже, как окупить доставку жертв в лагеря: билеты оплачивали сами узники. Наконец, это редкая попытка увидеть холокост глазами членов зондеркоманды. Об этих людях почти ничего не известно: каждые несколько месяцев команда уничтожалась и на их место заступала новая; спаслись единицы.

Татьяна Сохарева. Действие происходит в Аушвице, в так называемой зоне интересов, ставшей производственным центром системы лагерей: 1942 год, истребление евреев, поставленное на поток, приобретает черты прибыльного бизнеса, налаживается процесс производства резины, крупная фармакологическая компания, заинтересованная в «расходном материале» для медицинских экспериментов, собирается строить фабрику в городе. Это ад, увиденный глазами своих конструкторов, для которых не существует никакой иной «последней исторической правды», кроме собственной.

При этом книга сознательно очищена от не всегда уместной лирической взволнованности. Эмис с ухмылкой наблюдает за тем, как историю творят ничтожнейшие из людей.Это хорошая проза, зафиксировавшая момент на сломе «историй».

Все три героя романа рассказывают о привыкании к насилию, о его непроницаемости для понимания и осмысления и о хрупкости нормы. Они ничего не объясняют и не оправдывают. Их опыт — это не пример банальности зла, а свидетельство усталости от попыток это зло рационализировать. Неспроста в заданной Эмисом системе координат одной из самых шокирующих сцен становится светский прием с выпивкой и необязательной болтовней у одного из нацистских функционеров, а вовсе не описание «дыма, валившего из трубы крематория (дыма, отдававшего плесенью сырого картона с примесью особой, напоминавшей, что человек произошел от рыбы, тухлости)». 

Из отзыва читателя

Меня очень занимает вопрос, что в головах у людей, работающих в тюрьмах, ГУЛАГЕ, немецких концлагерях. Ведь одно дело- придумать эти адские места и способы уничтожения людей, и совсем другое- заниматься этим каждый день. В книге «Зона интересов» есть ответ: «А все то же самое, что и у нас». Они добросовестно выполняют работу, воспитывают своих детей, влюбляются. Живут, короче. Да, работа специфическая, но она приближает победу. Да, смотреться в зеркало страшно, но не фатально. В этой жизни тоже надо продолжать жить. И продолжают. Мне есть, о чем думать после прочтения. Рекомендую и вам почитать,,,,

Комментариев нет:

Отправить комментарий