Об авторе
Мартин Луис Эмис — британский
писатель и критик, родился в 1949 году в
семье писателя Кингсли Эмиса и Хиллари Бардуэлл.
В 2008 году The Times причислила
его к 50 лучшим британским писателям с 1945 года.
В своих книгах Эмис сочетает абсурдность постмодернистского мира и излишества позднекапиталистического западного общества с его гротескной карикатурой.
В 1950-60-х много разъезжал с
родителями, сменил 13 школ в Англии, Испании и США. Мартин не читал ничего,
кроме комиксов, до тех пор пока его мачеха, писательница Элизабет Джейн Говард,
не познакомила его с творчеством Джейн Остен.
Позже Мартин признавался, что
Остен повлияла на его ранние произведения.
Первый роман писателя, «Записки о
Рейчел» (1973), заслужил награды имени Сомерсета Моэма. Самая традиционная из
его книг рассказывает об эгоистичном подростке (Эмис признаётся, что списал его
с себя) и его отношениях с девушкой Рейчел за год до поступления в университет.
Наиболее известны три романа
Эмиса: «Деньги», «Лондонские поля» и «Информация». Они составляют так
называемую «Лондонскую трилогию». Хотя книги имеют мало общего, все они —
исследования жизни англичанина среднего возраста — антигероя, ведущего в целом
предосудительный образ жизни, жаждущий избежать банальности.
С 2007 по 2010 Эмис был
профессором творческого письма в Университете Манчестера. Он проводил семинары
для аспирантов и участвовал в публичных мероприятиях: работал в двухнедельной
летней школе, организовывал публичные
дискуссии с другими именитыми гостями от литературы на разные темы (литература
XXI века, терроризм, религия, суицид, насилие и т. д.).
Приятель Эмиса поэт Крейг Рейн
считает, что проза Мартина сродни сочинениям поэтов-«марсиан» — авторов,
взирающих на наш мир с позиции инопланетного визитера. Да и сам термин
martianism неспроста анаграмма имени Martin Amis.
О книге
Из аннотации
Новый роман Мартина Эмиса, по
оценке современных критиков – корифея английской литературы в Великобритании,
назвали лучшей книгой за 25 лет. «Кафкианская комедия про Холокост» - так определил
один из британских критиков. В книге разворачивается абсурдистское полотно
нацистских будней. Страшный концлагерный быт перемешан с великосветскими
вечеринками и детективными коллизиями. Кромешный ужас перемешан с шутками:
Мартин Эмис привносит в разговор об ужасах Второй мировой войны интонации и оттенки,
никогда прежде не звучавшие в подобном контексте. «Зона интересов» – это антивоенная
сатира в лучших традициях «Бравого солдата Швейка2, изощрённая литературная
симфония.
Мелодраматизм и обманчивая лёгкость сюжета служат Эмису лишь средством, позволяющим ярче высветить абсурдность и трагизм ситуации и, на время усыпив бдительность читателя, в конечном счете высечь в нем искру по-настоящему глубокого сопереживания.
Мнение литературного критика:
Зачем это читать?
Егор Михайлов. Всякое произведение о холокосте — попытка понять то, что понять невозможно, и в «Зоне интересов» Эмис обращается к этой теме в третий раз за свою писательскую карьеру. С одной стороны, это история любви, в которой ищут спасения Гело и жена коменданта. С другой — роман о том, что массовые убийства были крайне практичной индустрией, которая делала окончательное решение еврейского вопроса не слишком обременительным — а то и прибыльным. Нацисты придумали даже, как окупить доставку жертв в лагеря: билеты оплачивали сами узники. Наконец, это редкая попытка увидеть холокост глазами членов зондеркоманды. Об этих людях почти ничего не известно: каждые несколько месяцев команда уничтожалась и на их место заступала новая; спаслись единицы.
Татьяна Сохарева. Действие происходит в Аушвице, в
так называемой зоне интересов, ставшей производственным центром системы
лагерей: 1942 год, истребление евреев, поставленное на поток, приобретает черты
прибыльного бизнеса, налаживается процесс производства резины, крупная
фармакологическая компания, заинтересованная в «расходном материале» для
медицинских экспериментов, собирается строить фабрику в городе. Это ад,
увиденный глазами своих конструкторов, для которых не существует никакой иной
«последней исторической правды», кроме собственной.
При этом книга сознательно очищена от не всегда уместной лирической взволнованности. Эмис с ухмылкой наблюдает за тем, как историю творят ничтожнейшие из людей.Это хорошая проза, зафиксировавшая момент на сломе «историй».
Все три героя романа рассказывают о привыкании к насилию, о его непроницаемости для понимания и осмысления и о хрупкости нормы. Они ничего не объясняют и не оправдывают. Их опыт — это не пример банальности зла, а свидетельство усталости от попыток это зло рационализировать. Неспроста в заданной Эмисом системе координат одной из самых шокирующих сцен становится светский прием с выпивкой и необязательной болтовней у одного из нацистских функционеров, а вовсе не описание «дыма, валившего из трубы крематория (дыма, отдававшего плесенью сырого картона с примесью особой, напоминавшей, что человек произошел от рыбы, тухлости)».
Из отзыва читателя
Меня очень занимает вопрос, что в головах у людей, работающих в тюрьмах, ГУЛАГЕ, немецких концлагерях. Ведь одно дело- придумать эти адские места и способы уничтожения людей, и совсем другое- заниматься этим каждый день. В книге «Зона интересов» есть ответ: «А все то же самое, что и у нас». Они добросовестно выполняют работу, воспитывают своих детей, влюбляются. Живут, короче. Да, работа специфическая, но она приближает победу. Да, смотреться в зеркало страшно, но не фатально. В этой жизни тоже надо продолжать жить. И продолжают. Мне есть, о чем думать после прочтения. Рекомендую и вам почитать,,,,
Комментариев нет:
Отправить комментарий