Читаем вместе, читаем вслух...

Источник

Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким.

Карло Гольдони, итальянский драматург (1707-1793)


На этой странице вы можете познакомиться с заседаниями читательского клуба "Читаем вместе, читаем вслух". Клуб - совместный проект библиотеки и учителей: русского языка и литературы Ельцовой Ольги Васильевны, учителей начальной школы Ситниковой Ольги Борисовны и Артемьевой Анны Борисовны.

Сначала немного теории

Согласно новейшим исследованиям, чтение задействует большинство высших зон мозга. То есть это лучшее упражнение для поддержания его в форме. Это относится и  к чтению про себя, и к чтению вслух. При этом чтение вслух оказывает положительный эффект на дикцию, помогает в обучении и просто является приятным способом общения с детьми и взрослыми.
Чтение вслух имеет любопытную историю.

Экскурс в историю - монополия декламации

В это трудно поверить, но в античные времена читали только вслух - иных вриантов тогда не существовало. Вот несколько отрывков из Лукиана Самосатского "Неучу. который покупал много книг": "Ты во все глаза глядишь на свои книги, просто, Зевсом клянусь, объедаешься ими. а некоторые даже читаешь, хоть слишком торопливо, так что всё время опережают язык".
Сегодня историки полагают, что чтение вслух было не только данью культурным традициям, но и помогало лучше вникать в смысл - ведь в те времена не было общепринятых знаков пунктуации и даже разделения слов. Кроме того, поэзия и художественное слово вообще принципиально воздействовали прежде всего на слух - отсюда такое внимание древних к ритму и стилю как поэтической, так и прозаической речи.


Рождение современного стиля - "наедине с автором"

История сохранила тот момент, с которого можно условно начать отсчет длительного и непростого процесса отказа от декламации и перехода к "чтению глазами". В конце IV века Святой Августин описал в своей "Исповеди" поразившее его зрелище - читающий Амвросий, епископ Медиоланский, его давний учитель: "Когда Амвросий читал, он пробегал глазами по страницам, проникая в их душу, делая это в уме, не произнося ни слова и не шевеля губами... Немного постояв, мы уходили, полагая, что в этот краткий промежуток времени, когда он, освободившись от суматохи чужих дел, мог перевести дух, он не хочет, чтобы его отвлекали, и, возможно, опасается, что кто-нибудь, слушая его и заметив трудности в тексте, попросит объяснить темное место или вздумает спорить с ним, и тогда он не успеет прочитать столько томов, сколько хочет. Я полагаю, что читал таким образом, чтобы беречь голос, который у него часто пропадал. Во всяком случае, каково бы ни было было намерение подобного человека, оно, без сомнения, было благим..."
Как видим. на рубеже IV-Vвв. "зловещее" молчаливое чтение всё ещё вызывало недоумение и нуждалось не только в объяснении, но и в оправдании.
Но в конечном счете чтение перестало обоюдным искусством автора и читателя. Вся магия сосредоточилась на кончике пера того, кто создавал поэзию и прозу. Чтение про себя преобразило литературу, привело к господству письменного слова над устным, а читателя оставило наедине с автором.

О пользе чтения вслух - красивая дикция

Не секрет, что чтение вслух - одно из лучших упражнений для развития чтения. Оно также позволяет научиться легко и точно выражать свои мысли, способствует увеличению словарного запаса, улучшению интонации и эмоциональной  окраски голоса. Читая вслух хотч бы полчаса в день, можно за месяц получить неплохие результаты: шероховатая речь станет гладкой, без запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков.
Как правильно читать вслух?
Во-первых, не торопясь,  в оптимальном разговорном темпе - примерно 120 слов в минуту (читать про себя мы привыкли быстрее, так как не ограничены темпом речи).
Во-вторых, чётко проговаривая слова.
В-третьих, выразительно и с расстановкой (ударениями, паузами)
В-четвертых, артистично озвучивая прямую речь персонажей, наделяя их определённым характером. Читая для других, очень важно произносить слова так, как будто вы излагаете собственные мысли - ТО ЕСТЬ НЕ ЧИТАТЬ, А РАССКАЗЫВАТЬ.
Полезно записывать читаемый текст на микрофон. Прослушивание записи помогает заметить нюансы речи - и достоинства, и недостатки, которые человек обычно не замечает в процессе чтения. Такая обратная связь позволяет корректировать и улучшать речь: работать над интонацией, тембром голоса, убирать особенности местного говора. если они есть.
Как найти время на эти упражнения? Совместить приятное с полезным - читать перед сном: младшим братьям-сёстрам, родителям, бабушкам-дедушкам... Поверьте, такое времяпрепровождение любят не только малыши, но и взрослые. Такое чтение не для того. чтобы получить новую информацию - мы зачастую слушаем одно и тоже по много раз. Просто это ещё и время общения  с родными, которого порой так не хватает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий