Для того чтобы написать
свои замечательные книги, так полюбившиеся взрослым и детям, Мамин-Сибиряк
много работал и учился. Он всегда с большим уважением относился к людям
образованным, несущим свои знания народу: ученым, врачам, учителям.
В нашем доме книга играла главную роль,и отец пользовался каждой свободной минутой, чтобы заняться
чтением.
Дмитрий Наркисович
Мамин-Сибиряк (Мамин) родился 25 октября (6 ноября) 1852 года. Писал под
псевдонимами Е. Томский, Баш-Курт и Оник. В 1882 году писатель публикуется под
псевдонимом Д.Сибиряк, а чуть позднее уже как Д. Мамин-Сибиряк. Существует несколько
версий почему писатель взял себе псевдоним «Сибиряк»: «Мамин считал себя
"сибиряком", так как родился в Висимо-Шайтанском заводском поселке,
расположенном в Верхотурском уезде, а Верхотурье в начале восемнадцатого
столетия входило в состав Сибирской губернии»; в творчестве писателя Сибири
отводится отдельное место: автор любил описывать природу Сибири, действие
некоторых его произведений происходит в Сибири.
Более 130 произведений различных жанров Дмитрий Наркисович написал для детей. И главное произведение - сборник “Алёнушкины сказки”. Автор написал его для своей дочери Елены, которую он очень любил. Сам писатель отзывается о своем сборнике так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.
В них весело живут и
разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например:
Комар Комарович — длинный нос, Мохнатый Миша — короткий хвост, Храбрый Заяц —
длинные уши — косые глаза — короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович.
С одним из героев "Алёнушкиных сказок" - с Храбрым Зайцем познакомились наши первоклассники.
Пытались выяснить многое. Действительно ли заяц храбрый? А если трусливый, то , может быть, это как раз зайца и спасает? А для чего зайцу нужны такие длинные уши и косые глаза? Чтобы ответить на эти вопросы, почитали рассказ Л.Н.Толстого "Зайцы". Послушали рассказ библиотекаря об особенностях строения зайца:
Выяснили, какой заяц в живой природе.
А вот каков заяц в сказке Мамина-Сибиряка? Для этого, конечно же, прочли накануне саму сказку - "Сказку про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост". Поработали с любопытными выражениями: душа в пятки убежала, язык точно примерз, задал такого стрекача, замертво свалиться, выскочить из собственной кожи, не сметь дохнуть.
Внимательный читатель не мог не заметить, как меняется наш зайчик в сказке. Это заметили даже жители леса, в котором жил наш герой. Вот как по-разному они отзываются о зайце:
бедняга
ах, какой он глупый
храбрый заяц
несчастный зайчик
очень уж смешной заяц
бесстрашный заяц.
Эти выражения первоклассникам надо было расположить по порядку: какой заяц был в начале, каким стал в конце сказки.
Кроме зайца, главного героя сказки, были в произведении и другие персонажи. Дети получили задание, определить, к кому относятся эти выражения:
хихикнули, сбежались
приплелись
подкрадывается.
В конце урока выбирали, какая же пословица о храбрости подходит к нашей сказке: Ум дает силу, сила дает храбрость
Всякий трус о храбрости толкует
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
Взрослые в работу команд не вмешиваются. Но всегда рядом:
"Это наши лучшие друзья. И какие дорогие друзья... Только подумать, сколько нужно ума, таланта
и знаний, чтобы написать книгу..." - так говорил о своей домашней библиотеке отец писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка - Наркис Матвеевич Мамин.
Трудно не согласиться. Но сколько нужно таланта, читательского таланта, чтобы эти книги прочесть и понять!
Этому и надо учиться в школе.
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Это урок внеклассного чтения? Как глубоко Вы вчитываетесь в текст сказки. Но согласна с Вами - детей нужно учить вдумчивому чтению, а не просто передать содержание сказки. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна!
УдалитьДа, можно сказать, что это у нас внеклассное чтение. Берем с учителями произведения, не входящие в обязательную программу. А начальная школа у нас учится по программе "Планета знаний". Пока дети читают выбранное произведение, я готовлю презентацию о писателе, задания продумываю. А потом уже на уроке работаем по командам.
Да, чуть не забыла. На уроке обязательно тексты на столе перед детьми. Поэтому выбор произведения часто зависит от наличия книг-коллективок)
В фонде их не мало. Можно повыбирать)
Спасибо, Светлана Викторовна! Именно такая совместная работа учителя и библиотекаря получается интересной и действенной!
УдалитьСпасибо, Людмила Федоровна!
УдалитьЯ от такого общения получаю удовольствие)
Очень надеюсь, что и детям есть польза)
Светлана,
ОтветитьУдалитьВот и я что-то для себя с самого утра узнала!
Спасибо!
Дома, в библиотеке родителей, были книги Мамина-Сибиряка. Мне его фамилия очень нравилась, так как очень красиво звучала для моих детских ушей ;)
Таня...)
УдалитьЯ даже догадываюсь, что так радовало тебя в этой фамилии)
Сейчас вдруг подумала: наверное, курьёзные случаи были у носителя такой фамилии?.. )
Света :)
УдалитьДа :) Я всё время думала, почему же он именно Мамин и почему Сибиряк ;)
По наводке Елены Ворониной, я посмотрела докфильм о "папе" "Трёх Толстяков". Очень понравилось, как был подан материал.
Это хорошо, Таня, что ты напомнила мне про фильм. Я только прочитала про него у Елены. Просмотр отложила... и благополучно забыла)
УдалитьОбязательно посмотрю!
спасибо!)