вторник, 22 ноября 2016 г.

Детские писатели Удмуртии: В.И.Емельянов "Топтыжка"

Сайт В.И.Емельянова


Дерзай, летописец! Оценит потомок все честные строки твои...
В. Емельянов

И мы продолжаем летопись наших гимназических читательско-книжных дел...
С пятиклассниками знакомились с писателем Удмуртии Владимиром Ивановичем Емельяновым и его повестью "Топтыжка".

Использовались методические приемы технологии критического мышления: работали с информационным материалом, составляли кластеры (о медведях); работали с художественным текстом - чтение повести с остановками, работа с "Деревом предсказаний".
Пока изучали биографию писателя, узнали (по словарям и интернет-источникам) про незнакомую для нас профессию и термины, с нею связанные. Вот вы слышали, кто такой ВЗДЫМЩИК?
 Вздымщик - квалифицированный рабочий, занятый добычей ЖИВИЦЫ. В обязанности вздымщика входит разметка КАРР, их ПОДРУМЯНИВАНИЕ, нанесение ПОДНОВОК, приготовление химических стимуляторов и заправка ими ХАКОВ,

Конечно, повесть мы на уроке не прочли. Остановились на интригующем месте. Остальное - дома. 
А вот с итогами  работы пятиклассников на уроке можно познакомиться уже сейчас. 

Кластеры 5 А класса

Кластеры 5 Б класса

Дерево предсказаний
Работа по главе 1.
вопрос.Как вы думаете, кто находился в лодке? 
Варианты: Охотник, писатель, человек с ружьем, охотник или браконьер
2 вопрос. Как вы думаете,  кто или что появилось в  этом эпизоде?
Варианты: собака, медвежонок, медведь другой, дуло ружья, сетка
3 вопрос. Как вы думаете, почему медведица вернулась?
Варианты: за медвежатами
4 вопрос. Как  вы думаете, что произошло дальше с медведицей?
Варианты: попала в ловушку, убили, умерла, поймали охотники
5 вопрос. Как бы вы назвали эту главу повести?
Варианты:
Мать-медведица,
Медведица и медвежата,
Медведица-героиня,
Отважная медведица,
Неожиданная смерть,
Смерть медведицы,
Ах, как жалко медведицу.
Как всё начиналось,
Суровая медвежья жизнь,
Заботливая мама,
Отважная медведица,
Медведица и охотники,,
Заботливая медведица-мама

Работа по главе 2.
1 вопрос. Как бы вы назвали эту главу повести?
Варианты:
Топтыжка;
Медвежонок Топтыжка;
Находка Кузьмича;
 Новый дом Топтыжки;
Доброе сердце.
Новый питомец Топтыжка;
Медвежонку дали имя Топтыжка
2 вопрос. Как вы думаете, чем закончится повесть?
Варианты:
Топтыжка вырос и ушел жить в лес;
Медвежонок вырос и его отпустили на волю, вскоре он опять встретил Кузьмича;
Топтыжка вырос, его отпустили в лес, там он приобрел семью и дал жару браконьерам;
Топтыжка вырос, вернулся на свое родное место, увидел там браконьеров и отомстил за маму и брата;
 Топтыжка вырос и вернулся в лес, где уже не было браконьеров.

По презентации можете проследить, как мы работали на уроке.

P.S. Письменных результатов домашней работы пока нет. Но я знаю, что концовка для детей, дочитавших повесть, была неожиданна. 


От себя  добавлю обращение ко всем читателя блога: обязательно прочитайте эту небольшую повесть. Она считается детской. Но она не оставит равнодушным ни одного, даже самого взрослого-взрослого, читателя...

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Викторовна! Да-да-да!! Мне знакома эта книжка! И она у нас есть! Это писатель Удмуртии? Конечно, нужно вспомнить и читать! Может найдём в Интернете? А вы так здОрово работаете - по технологии критического мышления!!! Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Людмила Федоровна! Этот писатель , вообще-то, родился не в Удмуртии. Но начал свою творческую деятельность у нас, имеет звание Народный писатель Удмуртии, заслуженный работник культуры Удмуртской АССР.
      А повесть есть в Интернете - я сделала ссылку - читать онлайн. Посмотрите в конце поста.

      Удалить
    2. Людмила Федоровна, ЭТОТ ПИСАТЕЛЬ - НАШ ЗЕМЛЯК. ОН РОДИЛСЯ В АРМАВИРЕ, В УДМУРТИИ НАЧАЛАСЬ ЕГО ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. МЫ НЕДАВНО СО СВЕТЛАНОЙ ВЫЯСНЯЛИ О НАШЕМ ОБЩЕМ ПИСАТЕЛЕ БИОГР. ДАННЫЕ (СВЕТЛАН, ПОМНИШЬ?). ЗЕМНОЙ ШАРИК-ТО КРУГЛЫЙ, ВОТ И НАШЛИСЬ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ)))

      Удалить
    3. Ирина! ))
      Земной шарик круглый, мир - тесен, а люди в нём - дружные)
      Литературно-культурный мост "Удмуртия- Краснодарский край" состоялась, можно сказать?)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Викторовна! Познакомилась с Вашим блогом! очень понравился! Стала постоянным читателем! А эту книгу обязательно прочитаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна! Здравствуйте! Очень рада видеть Вас!Забегайте!)

      Удалить
  3. Какой интереный подход. Я тоже им воспользуюсь. Спасибо большое, Светлана.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, прием этот методический и правда интересный, увлекательный, я бы даже сказала. Любопытно наблюдать за реакцией детей, за ходом их мыслей...

      Удалить
  4. Светлана, я. может, и не совсем в тему... Когда-то я наблюдала, как мой сын играл в свою первую компьютерную игру "Спора". Эта игра воспроизводила эволюцию. Сначала в океане появлялось одноклеточное создание. Ребёнок мог задавать ей параметры, щупальца всякие. Если существо было жизнеспособное, то можно ыло дальше добавлять органы зрения, осязания, передвижения и т.д. Существо усложнялось, есди опять таки было присособленно и не поедалось другими тварями. И так постепенно зарождались зачатки цивилизации, велись войны.... Я помню, что если, например, нолова была слишком большая, то терялось равновесие, и тварюшка не могла двигаться....



    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, я думаю, очень даже в тему) Вполне можно аналогию найти: процесс мышления начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые надо решить; в итоге процесс познания обретает индивидуальность, становится осмысленным , непрерывным (где он - конец эволюции?), и продуктивным)
      Ничего себе, загнула, да?

      Удалить