среда, 7 ноября 2018 г.

Неизвестный Тургенев И.С.


9 ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения И.С.Тургенева

В школьной библиотеке работает выставка "Таинственный Тургенев".
На выставке представлены малоизвестные произведения И.С.Тургенева, которые критики назвали как "таинственные повести".
На выставке можно познакомиться с необычными портретами И.С.Тургенева: автошаржами, портретами, сделанными Полиной Виардо и др. 

Таинственные повести

Тема таинственного в творчестве И.С. Тургенева появилась в начале 60-х годов XIX в.  Это был  рассказ «Призраки», был написан в 1861-1863 годах. Затем образ таинственного стал возникать все чаще и чаще: «Собака» (1864), «Странная история» (1869), «Стук... Стук... Стук!..» (1870), «Часы» (1875), «Сон» (1876), «Рассказ отца Алексея» (1877), «Песнь торжествующей любви» (1881), «После смерти» (1882), незавершенный рассказ «Силаев», который создавался предположительно в конце 1870-х годов. Все эти произведения исследователи творчества писателя относят к «таинственным повестям» Тургенева.
 «Таинственные повести» Тургенева были встречены современниками почти в штыки. Литературовед И. Виноградов пишет: «Трезвый реалист, всегда поражавший удивительной жизненной достоверностью своих картин, — и вдруг мистические истории о призраках, о посмертной влюбленности, о таинственных снах и свиданиях с умершими... Многих это сбивало с толку». Особенно досталось писателю за рассказ «Собака» — о разорившемся помещике, которому чудится, будто его преследует призрак какой-то таинственной собаки. Один из ближайших друзей Тургенева, В. П. Боткин, познакомившись с «Собакой», написал ему: «Она плоха, говоря откровенно, и, по мнению моему, печатать ее не следует. Довольно одной неудачи в виде «Призраков».
Но что бы ни писали критики, последовал новый взлет творчества писателя, не понятый не только его современниками, но и в более поздние времена. Появление «Призраков» советские литературоведы связывают с внешними и внутренними причинами: «...когда происходило обострение классовой борьбы, Тургенев приходил в угнетенное состояние»; он «пережил в этот период тяжелый душевный кризис, может быть самый острый из всех, что пришлось ему когда-либо испытать», — писал в 1962 году И. Виноградов. Но поразительно, последнее не отрицает и сам Тургенев. В письме В. П. Боткину от 26 января 1863 года он пишет в связи с «Призраками»: «Это ряд каких-то душевных dissolving-views (туманных картин. — И. В.), вызванных переходным и действительно тяжелым и темным состоянием моего „Я“. Насколько писатель был искренен в оценке своего состояния перед другом, мнением которого дорожил? Не «прибеднялся» ли на всякий случай? Положим, «Призраки» написаны Тургеневым в состоянии тяжелого душевного кризиса (правда, остается непонятным, как в таком состоянии мог быть создан подобный шедевр), ну а все прочие «таинственные повести»? Что, обострение классовой борьбы и вызванное этой и другими причинами «тяжелое и смутное состояние» продолжались еще два десятилетия, до 1882 года? Ведь нет же, а шедевры, в том числе и «таинственные», продолжали выходить. Так в чем же дело? Все очень просто. Тургенев никогда не изменял себе. Он как был, так и остался реалистом, в том числе и в изображении таинственного. Дар писателя, наблюдательность, интуиция, знание жизни своего народа позволило Тургеневу отобразить таинственное с такой точностью в деталях, какая не всегда доступна иному профессионалу.
Со времени написания "Призраков" прошло около столетия, прежде чем парапсихологи обратили внимание на рассказы людей о порой испытываемых ими необычных переживаниях, известных под названием "выхода из тела", "внетелесного состояния", "астральной проекции", "бродячего ясновидения" и некоторым другим.
Пписатель имел и личный опыт встречи с таинственным. Как-то в Париже у Полины Виардо собравшиеся заговорили о природе ужасного. Интересовались, почему ужас всегда возникает при встречах с необъяснимым, таинственным. И тогда Иван Сергеевич рассказал о происшедшем с ним случае встречи с ужасным и таинственным существом в лесах средней полосы России. Присутствовавший при этом Мопассан по свежим следам записал рассказанное, отобразив услышанное в малоизвестной новелле «Ужас». Вот она. 

Ги де Мопассан. УЖАС
«Будучи еще молодым, Тургенев как-то охотился в русском лесу. Бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев. Вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться. Раздевшись, он бросился в воду. Высокого роста, сильный и крепкий, он хорошо плавал. Спокойно отдался на волю течения, которое тихо его уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно. Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и... увидел страшное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. Широкое и морщинистое, гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое — два каких-то мешка, очевидно, груди, болтались спереди; длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной. Тургенев почувствовал дикий леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом то и дело касалось его шеи, спины, ног. Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех сил пустился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Страшное существо последовало за ним; оно бежало так же быстро и по-прежнему повизгивало. Обессиленный беглец — ноги у него подкашивались от ужаса — уже готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, крича от боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях».

Конечно, это исключительный случай в биографии писателя — настолько необычный, что, отобрази он его в рассказе, даже с подзаголовком «фантазия», быть бы ему обвиненным по меньшей мере в надуманности. Осознавая всю неординарность случившегося, Тургенев лишь раз, да и то в кругу близких людей, вспомнил о том ужасном и таинственном происшествии. Большего ему не позволила внутренняя цензура: он был реалистом, но то событие явно выходило за всякие границы общеприемлемой реальности.
По материалам: http://paranormalnews.ru/news/anomalnye_javlenija_v_proizvedenijakh_i_zhizni_turgeneva/2016-05-22-12229
В библиотеке гимназии есть некоторые произведения И.С.Тургенева, относящиеся к "таинственным повестям".
Призраки. Фантазия
Довольно
Собака
История лейтенанта Ергунова
Бригадир
Несчастная
Странная история
Степной Король Лир
 Стук...Стук...Стук!..
Вешние воды
Пунин и Бабурин
Часы
Сон
Рассказ отца Алексея
Отрывки из воспоминаний своих и чужих
Песнь торжествующей любви
После смерти

Малоизвестные портреты

Личность И.С.Тургенева, его жизнь всегда приковывали внимание художников. Среди авторов портретов много выдающихся имён: И.Е.Репин, И.П.Похитонов, В.Г.Перов, Я.П.Полонский, К.Е.Маковский, К.А.Горбунов, А.А.Харламов, Н.Н.Ге и др. Кроме того, портреты Тургенева писала  Полина Виардо, существуют автошаржи Тургенева. В любом случае, история портретов не только документирует основные этапы биографии писателя, но и дает ценный материал для  понимания личности Тургенева.

И.С.Тургенев за работой.
Рисунок А.Бакунина. 1841г.


И.С.Тургенев и его критики. Худ.А.Лебедев, 1879г.

 И.С.Тургенев. Автошарж, 1879г.
И.С.Тургенев. автошарж в письме к Полине Виардо. Париж, 1867г.

В 1879 году Оксфордский университет произвёл И.С.Тургенева за "литературные заслуги" в доктора естественного права. "Честь великая, едва ли я не первый русский, её заслуживший, - но как, почему!" Степень доктора присуждалась русскому писателю за содействие "Записками охотника" освобождению крестьян. Когда он явился в зал в докторской мантии и берете, его встретили рукоплесканиями.

И.С.Тургенев в мантии доктора Оксфордского универститета. фотография А.Либера, 1879г.


Осенью 1843 года И.С.Тургенев впервые увидел 22-летнюю певицу Полину Виардо-Гарсиа в петербургской опере. Их дружба длилась всю жизнь.
И.С.Тургенев. Рис. П.Виардо, 1870г.
И.С.Тургенев. Рис. П.Виардо, 1879г.

И.С.Тургенев. Рис. П.Виардо, конец 1850-х.

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана! Интересное сообщение и выставка! Сейчас в блогах коллег столько интересных сообщений, посвященных юбилею И.Тургенева!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Да, есть возможность много любопытного узнать. Тоже с интересом читаю библиотечные блоги.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Викторовна! Интересные материалы! И многие портреты вижу впервые. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, людмила Федоровна!
      Да, благодаря портретам человек по-новому открывается. Я тоже многие впервые увидела, пока пост готовила:)

      Удалить
  3. Очень люблю Тургенева. Его описания природы великолепны. А об этой его стороне творчества я не знала. Спасибо за информацию. С удовольствием прочитаю эту его серию.

    ОтветитьУдалить