Я люблю побродить
По Зелёной стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
На сюрпризы горазд
Молчаливый народ.
И за то, что отдаст,
Ничего не берёт.
В той стране — благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чём тут главный секрет?
Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь.
И с Зелёной страной
Навсегда подружись.
Екатерина Серова
Завершился третий, последний, этап городской экологической игры по книге Н.М.Верзилина "Путешествие с домашними растениями".
Форма проведения третьего этапа - командная игровая программа по станциям.
Пепеляева Ольга Александровна, организатор и руководитель игры, сначала провела мозговую разминку - разыграли пакетик семян с аспарагусом. Ну что ещё мог разыграть учитель биологии? Да к тому же любитель цветоводства?..)
Команды отвечают на каверзные вопросы :
Первый поединок выиграла команда МБОУ "Гимназия №8". Молодцы! Вот он - заветный пакетик с семенами:
"Размяв мозги", команды с маршрутными листами в руках разошлись по станциям. На каждой станции команда получает задание. Испытания наших участников ждали разнообразные: на знание текста книги, на логику, внимание и сообразительность; проверили, развито ли у наших юных исследователей воображение и творческое мышление, умеют ли они ловко и быстро ориентироваться в незнакомой обстановке... Станции назывались: "Номенклатурная" , "Карта мира", "Паспорт растения", "Зеленые друзья и помощники", "Растения в символике стран мира", "Знакомые незнакомцы".
Посмотрим, чем занимались наши участники на каждой станции.
"...Мы дома. И спутники наших путешествий тут, с нами. Они стоят на наших окнах. Подойдем к ним. Вот представители главнейших форм растительности со свсех концов мира. Если мы повесим на стене карту мира и от каждого горшка с растением протянем ленточку к тому месту, откуда это растение, то вся карта мира окажется на нашем окне".
Н.И.Верзилин
Перед участниками - карточки с изображением домашних растений: Финиковая пальма, Монстера, Комнатная камнеломка, Цикламен, Фикус, Герань комнатная, Аспидистра, Гиацинт, Сансевьера, Бегония, Традесканция, Циперус, Кливия, Алоэ, Цикламен.
Цветы, казалось бы, знакомые - ведь мы их можем увидеть либо у себя дома, либо на чьем-нибудь подоконнике. Но все ли знают, откуда эти красавцы родом?
Цветы, казалось бы, знакомые - ведь мы их можем увидеть либо у себя дома, либо на чьем-нибудь подоконнике. Но все ли знают, откуда эти красавцы родом?
Задание: разместить представленные карточки с изображением растений на карте мира, определить их название.
Как оказалось, со всего земного шара съехались к нам на подоконник цветы: из Южной Америки - бегония, из Китая и Японии - аспидистра, из Индии - фикус, из Центральной Европы - цикламен, из Африки - финиковая пальма. А всем нам привычная традесканция не просто из Африки, а с Мыса Доброй Надежды! И, конечно, не вызвало труда определить, откуда родом циперус - все помнят, что именно в Египте придумали из стеблей циперуса делать папирус, плести циновки, сооружать лодки.
В ходе очной ставки устанавливается, знают ли лица, вызванные на очную ставку, друг друга в лицо и в каких отношениях они находятся между собой.
Успех ставки в огромной степени зависит от того, как с участниками была проведена психологическая подготовка.
Из юридической литературы
Звучит пугающе, не правда ли?
Пугаться не стоит - ведь у наших участников и совесть чиста, и к очной ставке их подготовили. Просто подготовка, возможно, была разная. Вот и проверим, узнают ли друг друга в лицо участники очной ставки?
Задание: определить название представленных пронумерованных растений.
Задание: определить название представленных пронумерованных растений.
Результаты очной ставки показали: психологическая подготовка была на высоте - участники неплохо "узнали друг друга в лицо"...)
На этой станции наши юные исследователи погружались в этимологию названий растений. Этимология - это наука, изучающая происхождение слов.
Как известно, некоторые растения получили свои названия от внешнего вида или по замеченным лечебным свойствам. Немало названий растений пришли к нам из древности, навеяны мифами и сказаниями. И поэтому каждый раз, когда дело доходит до происхождения слова, создается ощущение, будто погружаешься в глубину веков.
Задание: по описанию этимологии названий определите, о каких растениях идёт речь и почему эти растения так назвали.
Догадаетесь ли вы, например, что растение, которое иногда называют паучком, иногда аароновой бородой, а иногда и волосами Венеры, на самом деле имеет научное название КАМНЕЛОМКА,
А вот приятное на слух название - "дружная семейка". Но в переводе с латинского название этого растения переводится как змеи, показ, возвышающийся. Оказывается, это АСПИДИСТРА - она выдает присутствие ядовитых змей, которые любят прятаться в её зарослях. Змеи, задевая черешки растения, вызывают заметное колыхание листьев.
Некоторых сбил с толку перевод названия растения как "Тоскующая по воде". Действительно, разве мало растений, любящих воду? Например, традесканция. Но настоящеий исследователь - человек осторожный, скрупулёзный - не делает с ходу скоропалительные выводы. И после раздумий принимает правильное решение - это ГОРТЕНЗИЯ.
Люди в древности (а кое-кто, возможно, и сейчас) боялись всего, чего не понимали и чему не могли дать объяснения. Тропический лес был для них миром, полным тайн. Поэтому и одному растению древние люди дали название, что с латинского переводится как "чудовище". Но наши исследователи (мы на это надеемся) смотрят на мир не со страхом, а с интересом, изучают специальную литературу и поэтому уверенно отвечают, что растение с воздушными корнями - это совсем не чудовище, а просто МОНСТЕРА.
Дополнительная литература:
Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений
Люди в древности (а кое-кто, возможно, и сейчас) боялись всего, чего не понимали и чему не могли дать объяснения. Тропический лес был для них миром, полным тайн. Поэтому и одному растению древние люди дали название, что с латинского переводится как "чудовище". Но наши исследователи (мы на это надеемся) смотрят на мир не со страхом, а с интересом, изучают специальную литературу и поэтому уверенно отвечают, что растение с воздушными корнями - это совсем не чудовище, а просто МОНСТЕРА.
Дополнительная литература:
Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений
"... Мы объедем весь мир вместе со скромными растениями, стоящими в горшочках на наших окнах.
Мы попробуем узнать, как живут наши растения на их родине, посмотрим, какую пользу они приносят".
Н.М.Верзилин
Задание: используя текст книги Н.М.Верзилина "Путешествие с домашними растениями", заполните колонки таблицы.
В таблице: первая колонка - название главы книги; вторая колонка - название растения; третья колонка - какую роль в жизни человека играет это растение.
Плотно заполненные таблицы говорят о том, что участники неплохо изучили книгу, достаточно быстро сориентировались в тексте.
И мы, изучая таблицу, теперь знаем, что "Журавлиный нос" - это пеларгония, из которой можно получать духи; "Зелёные уродцы" - это кактусы, которые можно употреблять в пищу, можно делать из них изгороди, балки, столбы и даже мосты !!! А если у вас завелась моль, то можно воспользоваться колеусом; из "Двухэтажных деревьев с золотыми яблоками" (что у нас, вообще-то, именуется лимоном или апельсином) можно делать эфирные масла, кондитерские изделия, и ... приборы и инструменты!
Вот такие они - наши зелёные друзья и помощники.И мы, изучая таблицу, теперь знаем, что "Журавлиный нос" - это пеларгония, из которой можно получать духи; "Зелёные уродцы" - это кактусы, которые можно употреблять в пищу, можно делать из них изгороди, балки, столбы и даже мосты !!! А если у вас завелась моль, то можно воспользоваться колеусом; из "Двухэтажных деревьев с золотыми яблоками" (что у нас, вообще-то, именуется лимоном или апельсином) можно делать эфирные масла, кондитерские изделия, и ... приборы и инструменты!
"...Первым делом нужно навести порядок среди кактусов, узнать незнакомцев и выдать им паспорт на право жительства на наших окнах...
...В паспорте напишем русское название и научное - на латинском языке. Латинское название обычно состоит из двух слов - названия родового и видового, как отчество и имя...
Отметим и биологичесике особенности....
В заключение следует указать, откуда получено растение, и написать номер растения вашей коллекции"
Н.М.Верзилин.
Задание. Используя материалы книги Н.М. Верзилина и энциклопедии комнатных растений, составьте паспорт заданного растения.
Командам поручено было "прописать "на нашем подоконнике традесканцию. Вот так должен был выглядеть "документ с правом на жительство":
С давних времен цветы использовались не только как украшение и подарки, но и как символы на гербах кланов, городов и целых стран.
Изучением, толкованием и объяснением гербов занимается специальная историческая наука - геральдика. Растения в государственной символике имеют большое значение, так как характеризуют природу, хозяйство, политические и духовные ценности страны. Это могут быть деревья, злаки, травы, цветы. Самым древним и самым важным из растительных атрибутов считается цветок. При этом его изображение никогда не используется в натуральном виде - он обязательно стилизован и может быть любого геральдического цвета.
Изучением, толкованием и объяснением гербов занимается специальная историческая наука - геральдика. Растения в государственной символике имеют большое значение, так как характеризуют природу, хозяйство, политические и духовные ценности страны. Это могут быть деревья, злаки, травы, цветы. Самым древним и самым важным из растительных атрибутов считается цветок. При этом его изображение никогда не используется в натуральном виде - он обязательно стилизован и может быть любого геральдического цвета.
Задание. Команды получают изображение герба страны (на гербе обязательно присутствует растительный символ) с подробным его описанием. По представленному описанию участники должны определить названия растения.
А судьи кто?
Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях.
Цицерон Марк Туллий
Работу команд оценивали наши десятикласники.
Вот они - наши честные судьи, забывшие о личных симпатиях.
С такими результатами команды подошли к финишу:
Как видим, на третьем этапе городской экологической игры в честной борьбе победу одержала команда "Гимназии №8".
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Заключение
Закончиалсь городская эколгическая игра по книге Н.М.Верзилина "Путешествие с домашними растениями".
Учитывая итоги всех трёх этапов городской игры, победителем вышла команда МБОУ "Гимназия №8".
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!
Поздравляем команду: Максимову Настю, Бушмакину Катю, Сосновских Настю, Касимова Марата - учеников 6Б класса!
Поздравляем учителя биологии, подготовившего эту команду - Пепеляеву Ольгу Александровну!
Как проходил второй этап Игры можно почитать ЗДЕСЬ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий