понедельник, 7 мая 2018 г.

Путешествие с домашними растениями. Заключительный этап

Я люблю побродить
По Зелёной стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
На сюрпризы горазд
Молчаливый народ.
И за то, что отдаст,
Ничего не берёт.
В той стране — благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чём тут главный секрет?
Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь.
И с Зелёной страной
Навсегда подружись.

Екатерина Серова

 Завершился третий, последний, этап городской экологической игры по книге Н.М.Верзилина "Путешествие с домашними растениями".
Форма проведения третьего этапа  - командная игровая программа по станциям. 
Пепеляева Ольга Александровна, организатор и руководитель игры, сначала провела мозговую разминку - разыграли пакетик семян с аспарагусом. Ну что ещё мог разыграть учитель биологии? Да к тому же любитель цветоводства?..)

Команды отвечают на каверзные вопросы :

 Первый поединок выиграла команда МБОУ "Гимназия №8". Молодцы! Вот он - заветный пакетик с семенами:

 "Размяв мозги", команды с маршрутными листами в руках разошлись по станциям. На каждой станции команда получает задание. Испытания наших участников ждали разнообразные: на знание текста книги, на логику, внимание и сообразительность; проверили, развито ли у наших юных исследователей воображение и творческое мышление, умеют ли они ловко и быстро ориентироваться в незнакомой обстановке...  Станции назывались: "Номенклатурная" , "Карта мира", "Паспорт растения", "Зеленые друзья и помощники", "Растения в символике стран мира", "Знакомые незнакомцы".


 Посмотрим, чем занимались наши участники на каждой станции.


"...Мы дома. И спутники наших путешествий тут, с нами. Они стоят на наших окнах. Подойдем к ним. Вот представители главнейших форм растительности со свсех концов мира. Если мы повесим на стене карту мира и от каждого горшка с растением протянем ленточку к тому месту, откуда это растение, то вся карта мира окажется на нашем окне".
Н.И.Верзилин

Перед участниками  - карточки с изображением домашних растений: Финиковая пальма, Монстера, Комнатная камнеломка, Цикламен, Фикус, Герань комнатная, Аспидистра, Гиацинт, Сансевьера, Бегония, Традесканция, Циперус, Кливия, Алоэ, Цикламен.
Цветы, казалось бы, знакомые - ведь мы их можем увидеть либо у себя дома, либо на чьем-нибудь подоконнике. Но все ли знают, откуда эти красавцы родом? 
Задание: разместить представленные карточки с изображением растений на карте мира, определить их название.
Как оказалось, со всего земного шара съехались к нам на подоконник цветы: из Южной Америки - бегония, из Китая и Японии - аспидистра, из Индии - фикус, из Центральной Европы - цикламен, из Африки - финиковая пальма. А всем нам привычная традесканция не просто из Африки, а с Мыса Доброй Надежды! И, конечно, не вызвало труда определить, откуда родом циперус - все помнят, что именно в Египте придумали  из стеблей циперуса делать папирус, плести циновки, сооружать лодки.



В ходе очной ставки устанавливается, знают ли лица, вызванные на очную ставку, друг друга в лицо и в каких отношениях они находятся между собой. 
Успех ставки в огромной степени зависит от того, как с участниками  была проведена психологическая подготовка. 
Из юридической литературы

Звучит пугающе, не правда ли? 
Пугаться не стоит - ведь у наших участников и совесть чиста, и к очной ставке их подготовили. Просто подготовка, возможно, была разная. Вот и проверим, узнают ли друг друга в лицо участники очной ставки?
Задание: определить название  представленных  пронумерованных растений.


Результаты очной ставки показали: психологическая подготовка была на высоте - участники  неплохо "узнали друг друга в лицо"...)


На этой станции наши юные исследователи погружались в этимологию названий растений. Этимология - это наука, изучающая происхождение слов. 
Как известно, некоторые растения получили свои названия от внешнего вида или по замеченным лечебным свойствам. Немало названий растений пришли к нам из древности, навеяны мифами и сказаниями.  И поэтому каждый раз, когда дело доходит до происхождения слова, создается ощущение, будто погружаешься в глубину веков. 
Задание: по описанию этимологии названий определите, о каких растениях идёт речь и почему эти растения так назвали.


Догадаетесь ли вы, например, что растение, которое иногда называют паучком, иногда аароновой бородой, а иногда и волосами Венеры, на самом деле имеет научное название КАМНЕЛОМКА,
А вот приятное на слух название - "дружная семейка". Но в переводе с латинского  название этого растения переводится как змеи, показ, возвышающийся. Оказывается, это АСПИДИСТРА - она выдает присутствие ядовитых змей, которые любят прятаться в её зарослях. Змеи, задевая черешки растения, вызывают заметное колыхание листьев.
Некоторых сбил с толку перевод названия растения как "Тоскующая по воде". Действительно, разве мало растений, любящих воду? Например, традесканция. Но настоящеий исследователь  - человек осторожный, скрупулёзный - не делает с ходу скоропалительные выводы. И после раздумий принимает правильное решение - это ГОРТЕНЗИЯ.
Люди в древности  (а кое-кто, возможно, и сейчас) боялись всего, чего не понимали и чему не могли дать объяснения. Тропический лес был для них миром, полным тайн. Поэтому и  одному растению  древние люди дали название, что с латинского переводится как "чудовище".  Но наши исследователи (мы на это надеемся) смотрят на мир не со страхом, а с интересом, изучают специальную литературу и поэтому уверенно отвечают, что растение с воздушными корнями - это совсем не чудовище, а просто МОНСТЕРА.

Дополнительная литература:
Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений

  
"... Мы объедем весь мир вместе со скромными растениями, стоящими в горшочках на наших окнах.
Мы попробуем узнать, как живут наши растения на их родине, посмотрим, какую пользу они приносят".

Н.М.Верзилин



Задание: используя текст книги Н.М.Верзилина "Путешествие с домашними растениями", заполните колонки таблицы.
В таблице: первая колонка - название главы книги; вторая колонка - название растения; третья колонка - какую роль в жизни человека играет это растение.



Плотно заполненные таблицы говорят о том, что участники неплохо изучили книгу, достаточно быстро сориентировались в тексте.
И мы, изучая таблицу, теперь знаем, что "Журавлиный нос" - это пеларгония, из которой можно получать духи; "Зелёные уродцы" - это кактусы, которые можно употреблять в пищу, можно делать из них изгороди, балки, столбы и даже мосты !!! А если у вас завелась моль, то можно воспользоваться колеусом; из "Двухэтажных деревьев с золотыми яблоками" (что у нас, вообще-то, именуется лимоном или апельсином) можно делать эфирные масла, кондитерские изделия, и ... приборы и инструменты!
Вот такие  они - наши зелёные друзья и помощники.



"...Первым делом нужно навести порядок среди кактусов, узнать незнакомцев и выдать им паспорт на право жительства на наших окнах...
...В паспорте напишем русское название и научное - на латинском языке. Латинское название  обычно состоит из двух слов - названия родового и видового, как отчество и имя...
Отметим и биологичесике особенности....
В заключение следует указать, откуда получено растение, и написать номер растения вашей коллекции"
Н.М.Верзилин.

Задание. Используя материалы книги Н.М. Верзилина  и энциклопедии комнатных растений, составьте паспорт заданного растения.

Командам поручено было "прописать "на нашем подоконнике традесканцию. Вот так должен был выглядеть "документ с правом на жительство":






С давних времен цветы использовались не только как украшение и подарки, но и как символы на гербах кланов, городов  и целых стран.
Изучением, толкованием и объяснением гербов занимается специальная историческая наука - геральдика. Растения в государственной символике имеют большое значение, так как характеризуют природу, хозяйство, политические и духовные ценности страны. Это могут быть деревья, злаки, травы, цветы. Самым древним и самым важным из растительных атрибутов считается цветок. При этом его изображение никогда не используется в натуральном виде - он обязательно стилизован и может быть любого геральдического цвета.

Задание. Команды получают изображение герба страны (на гербе обязательно присутствует растительный символ) с подробным его описанием. По представленному описанию участники должны определить названия растения. 

А судьи кто?

Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях.
Цицерон Марк Туллий

Работу команд оценивали  наши десятикласники. 
Вот они  - наши  честные судьи, забывшие о личных симпатиях.

С такими результатами команды подошли к финишу:

Как видим, на третьем этапе городской экологической игры в честной борьбе победу одержала команда "Гимназии №8".
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Заключение

Закончиалсь городская эколгическая игра по книге Н.М.Верзилина "Путешествие с домашними растениями". 
Учитывая итоги всех трёх этапов городской игры, победителем вышла команда МБОУ "Гимназия №8".
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!


Поздравляем команду: Максимову Настю, Бушмакину Катю, Сосновских Настю, Касимова Марата - учеников 6Б класса! 
Поздравляем учителя биологии, подготовившего  эту команду - Пепеляеву Ольгу Александровну!

Как проходил второй этап Игры можно почитать ЗДЕСЬ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий