среда, 13 декабря 2017 г.

И.С. Соколов-Микитов: доброе слово писателя


Иван Сергеевич прожил большую и нелёгкую, но интересную жизнь и написал много замечательных книг. В их основе - любовь не способная ни на какие дела, кроме добрых, и потому эти книги исполнены доброты, написаны бесхитростными словами, благодарными в своей простоте и достойными этой любви.
 Чернышёв В.Б.  И.С.Соколов-Микитов  Жизнь и творчество

В те дни, когда в наших краях стояла чудесная пора золотой осени, второклассники знакомились с творчеством Соколова-Микитова И.С.
Поэтому на уроке мы читали  рассказ "Золотая осень" из сборника "От весны до весны".

Чернышёв Борис Васильевич, русский писатель,  пишет, что  книги Соколова-Микитова И.С. написаны "бесхитростными словами", то есть простыми, искренними, несложными. Но, следует отметить, что происходило это ещё в начале XX века, и многие слова и понятия стали для нас, ныне живущих, непонятными. А есть слова такие, которые кажутся нам знакомыми с первого взгляда... И лишь при очень внимательном прочтении текста мы вдруг понимаем, что ошибались...
Поэтому, работая с текстом, мы обязательно пользовались словарем, просматривали презентацию, и узнали много нового!
Например, уточнились, чем отличаются пчёлы от трутней, что такое летки и для чего их замазывают глиной. 


Научились распознавать бабочку-траурницу и бабочку-крапивницу:

Провели целое расследование, прочитав предложение в книге: "Рыболовы ходили копать смолу - поедут лучить рыбу". Оказывается, лученье - один из видов ловли рыбы. Таким промыслом занимаются примерно с августа, так как ночи становятся в это время тёмными и холодными, а вода становится прозрачной. Принцип охоты состоит в ослеплении рыбы светом, или просто заставая её спящую врасплох или в сонном состоянии. 
 Выяснили, что значит "копать смолу". Оказывается, самый древний и доступный способ освещения рыбы - горящая смола. Но смолу надо добыть. Для этого выбирают старый трухлявый пень крупной сосны, освобождают его от окружающей земли до корней, убирают труху. Почти под каждым таким пнем есть "смольё" (смолка). Это не сгнившие, густо пропитанные смолой корни дерева. Смолка очень ярко и долго горит. 

Работали, как обычно, по командам. 

Заполняли рабочие листы. 


И просто получали радость от доброго  слова писателя И.С.Соколова-Микитова...

***************************************************************

"Книги, которые оставил после себя Иван Сергеевич Соколов-Микитов, один из создателей русской советской классической литературы, будут доставлять радость многим поколениям людей, потому что всегда будут дороги им родня земля и ее природа, человечность, доброта и чистое, звучное поэтическое слово". В.Чернышёв

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Светлана Викторовна! Замечательный урок - со словарём, с заданиями. Конечно детям интересно! А "рабочие листы " не включали вопросы, что им понравилось? Что-то вроде рефлексии...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна!
      В качестве рефлексии можем устно выяснить, что узнали нового из текста или на самом уроке. У учителя есть смайлики. Я в карточки такие вопросы пока не включала. Может, действительно, попробовать? Спасибо за идею!)

      Удалить
  2. Светлана, спасибо за прекрасный пост! Читаю и думаю, век живи и век учись...
    Впервые услышала, что рыболовы лучат рыбу. Наверное, знакомство с творчеством Соколова-Микитова И.С. было интересным занятием для ребят?!
    Это знакомство проходит на уроке чтения или какие-то дополнительные занятия?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, наши занятия - это дополнительные занятия, как правило, по книгам или авторам вне учебной программы. Выбираю так называемые коллективки, которые есть в фонде - и вперёд)

      Удалить