вторник, 1 ноября 2016 г.

Итоговое сочинение по литературе в 2016-2017 учебном году

источник
7 декабря 2016 года в школах выпускники   пишут итоговое сочинение по литературе.
В блоге Центральной библиотеки им. А.С.Пушкина  (г.Челябинск) ВО!круг книг сделана отличная подборка на эту волнующую тему. Предлагаю познакомиться.


Совет по вопросам проведения итогового сочинения определил пять тематических направлений для итогового сочинения в 2016-2017 учебном году.

Направление «Разум и чувство»
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
 Литература:
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Д.И. Фонвизин «Недоросль»,
А.С. Грибоедов «Горе от ума»,
А.С. Пушкин  «Капитанская дочка» «Евгений Онегин» «Дубровский» «Пиковая дама»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
И.С.Тургенев «Отцы и дети», «Вешние воды», «Первая любовь» "Ася"
Л. Н. Толстой «Война и мир» «Анна Каренина» «После бала»
И.А.Гончаров «Обломов». 
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
А.Н. Островский «Гроза»
Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» «Белые ночи»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» «Русские женщины»
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
В.Г. Короленко «В дурном обществе»
А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре» «Вишнёвый сад» «Дом с мезонином», «Степь», «Палата №6», «Дама с собачкой»
А. И. Куприн «Олеся» «Гранатовый браслет»
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», «В Париже», «Холодная осень» «Чистый понедельник» «Натали», «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание»
А.С. Грин «Алые паруса»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» «Собачье сердце», «Роковые яйца»
А.М. Горький «Старуха Изергиль» «На дне»
Е.Замятин «Мы», «Пещера»
А.Фадеев «Разгром».
К.Паустовский «Телеграмма», «Простая клеёнка», глава из повести «Бросок на юг». 
Е.И.Носов «Кукла»
В Л.Кондратьев «Сашка». 
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».
М.Джалиль «Маобитская тетрадь». 
В.Шекспир «Гамлет» «Ромео и Джульетта»
О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». 
О.Генри «Дары волхвов»
Р.Д.Бредбери «Каникулы» 
В. Скотт «Айвенго»
Ги де Мопассан «Ожерелье». 
Д.Киз «Цветы для Элджернона». 
Андерсен Х.К. «Снежная королева»
 Любовная лирика поэтов: М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, Н.А.Некрасов,А.А.Блок, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, М.И.Цветаева, А.А.Ахматова, Б.Л.Пастернак и др.

Направление «Честь и бесчестие»
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
 Литература:
«Слово о полку Игореве»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Дубровский»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Кавказский пленник»
А.К.Толстой «Князь Серебряный»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
А.Н. Островский «Гроза»
Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Н.С. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Очарованный странник» 
А. И. Куприн «Поединок» «Чудесный доктор», «Гранатовый браслет», «Олеся»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
А.П. Чехов «Студент»
М. А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
А.С. Грин «Зелёная лампа», «Алые паруса»
М. Горький «Старуха Изергиль»
А.П.Платонов «Юшка»
Л.Н.Андреев «Иуда Искариот»
М.А.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
В.Быков «Обелиск», «Сотников»
Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
В.Дудинцев «Белые одежды»
В.Г. Распутин «Живи и помни», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Уроки французского», «Пожар», «Женский разговор»
В. П. Астафьев «Печальный детектив»
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»
К. Г.Паустовский «Тёплый хлеб»
Н.Думбадзе «Я вижу солнце»
Джек Лондон «Белый клык»
Стивенсон Р. «Вересковый мёд»
Ф.Купер «Последний из могикан»
В. Скотт. «Айвенго»
Мериме П. «Маттео Фальконе»
Ги де Мопассан «Ожерелье»

Направление «Победа и поражение»
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях
Литература:
«Слово о полку Игореве«
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Полтавский бой», «Евгений Онегин»
М.Ю.Лермонтов «Бородино», «Герой нашего времени», «Мцыри»
Л.Н. Толстой «Война и мир» «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина»
И.С.Тургенев «Отцы и дети», «Муму»
Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
А.Островский «Гроза»
И.А. Гончаров «Обломов»
В.МГаршин «Attalea Princeps»
А. И. Куприн «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся»
М. А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
М.А.Шолохов «Судьба человека»
Е.Замятин «Мы», «Пещера»
А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»
В.Курочкин «На войне как на войне»
Б.Васильев «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей» «В списках не значился»
Ю.Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня»
В.Дудинцев «Белые одежды»
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
В. Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть»
М.Агеев «Роман с кокаином»
Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»
Э. Хемингуэй «Старик и море»
Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»
В. Скотт. «Айвенго»
Дефо Д. «Робинзон Крузо»
Лондон Д. «Сказание о Кише»

Направление «Опыт и ошибки»
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Литература:
«Слово о полку Игореве» 
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
М.Ю.Лермонтов «Маскарад», «Герой нашего времени»
И.С.Тургенев «Отцы и дети» «Вешние воды», «Дворянское гнездо»
Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» «После бала»
Н.В.Гоголь  «Невский проспект»
Н.С. Лесков «Тупейный художник», «Очарованный странник»
И.А. Гончаров «Обломов»
А.П. Чехов «Ионыч» «Крыжовник», «О любви»
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» «Тёмные аллеи» «Чистый понедельник», «Солнечный удар»
А. И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»
Л.Н.Андреев. «Кусака»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» «Роковые яйца»
М. Горький трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»
М.А.Шолохов «Тихий Дон»,
А.Алексин «Безумная Евдокия»
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»,«Конь с розовой гривой»
А.И. Солженицын  «Матрёнин двор»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
Б.Екимов «Говори, мама, говори»
Л.Улицкая «Казус Кукоцкого», «Искренне Ваш Шурик»
Джек Лондон «Мартин Иден»
О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Д.Киз «Цветы для Элджернона»
А.П. Чехов, пьеса «Вишнёвый сад»

Направление «Дружба и вражда»
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду. 
Литература:
«Слово о полку Игореве»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
И. А. Гончаров «Обломов»
Л. Н. Толстой «Война и мир» «Анна Каренина» «Кавказский пленник»
А. И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок» «Белый пудель»
А. А. Фадеев «Разгром»
Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго»
М. А. Булгаков «Белая гвардия» «Мастер и Маргарита»
М. Горький трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»
М.А.Шолохов «Тихий Дон»
А.С. Грин «Алые паруса»
В.А. Каверин «Два капитана»
Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» «Я вижу солнце»
А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» 
Ю.Бондарев «Берег»
Ю.П.Казаков «Тихое утро»
Н. Б. Васильева «Гагара»
В.Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта»
Э.М. Ремарк «Три товарища»
В. Скотт «Айвенго»
Даниель Дефо «Робинзон Крузо» 
Даниэль Пеннак «Глаз волка» 
Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

Итак, просмотрели литературу? И что заметили? Некоторые книги повторяются в каждом направлении, так что если их хорошо прочитать, осмыслить, почитать дополнительную литературу, можно писать сочинение по любой теме. Я отметила такие книги:
«Слово о полку Игореве»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А. И. Куприн «Олеся» «Гранатовый браслет»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Критерии оценивания итогового сочинения в школе 2016-2017
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям: 
Требование № 1. «Объем итогового сочинения» 
Рекомендуемое количество слов – от 350. 
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). 
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» 
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). 
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. 
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). 

Сочинение оценивается по пяти критериям: 
1.         «Соответствие теме»; 
2.         «Аргументация. Привлечение литературного материала»; 
3.         «Композиция и логика рассуждения»; 
4.         «Качество письменной речи»; 
5.         «Грамотность». 

Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на художественный текст, но и аргументированное использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений.

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев. 

Критерий № 1 «Соответствие теме» 
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. 
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). 
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» 
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции. 
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. 
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» 
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. 
Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. 
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. 
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. 
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». 

Критерий № 5 «Грамотность» 
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. 
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.


Комментариев нет:

Отправить комментарий