понедельник, 14 марта 2016 г.

"Песнь о вещем Олеге": загадки устаревших слов


Пушкина А.С. всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению исторических книг, документов, летописей. Анализировал исторические события, исследовал действия и характеры исторических лиц... Им написано немало произведений, основанных на реальных исторических событиях: "Капитанская дочка", "Борис Годунов", "Арап Петра великого", "Полтава", "Медный всадник", "История Петра", "История Пугачева"...
С одним из таких произведений познакомились четвероклассники.
Это "Песнь о вещем Олеге", написанная на основе текстов древнерусских летописей. Если кому-то приходилось уже познакомиться с такими текстами, тот скажет: понять их без особого перевода очень тяжело. Конечно, Пушкин А.С. писал свою балладу на современном русском литературном языке. Но использовал мно-ого странных, непонятных и загадочных слов той древней эпохи, о событиях которой и повествуется в "Песни.." Разгадать тайну этих незнакомых слов взялся наш  4А класс.
Одна группа детей провела  независимое расследование: спросили своих домочадцев (разного возраста) о значении этих слов. Респонденты, по условию задания, не должны были пользоваться никакими источниками  информации - словарями, интернетом и т.д. Выполнили ли это условие - на совести  каждого. Ну не проверишь уже. Цель этого задания была -  выяснить, насколько мы, неподготовленные и без словаря, можем сориентироваться в словах, сегодня нечасто употребляемых. И вот что у них получилось.


А вот другая группа  должна была подготовить презентацию с полным объяснением незнакомых слов, используя все доступные источники информации. Предъявляем вашему вниманию лучшую работу.
Презентация  Саши Миролюбовой:


Выводы, которые должны были сделать по окончании работы (при точном выполнении всех условий).

Литературные произведения живут долгой жизнью, поэтому мы в них можем встретить устаревшие слова, вышедшие из употребления, или слова, редко применяемые нами в обыденной речи. В художественных произведениях такие слова используются, если повествуется о далеком прошлом -  они помогают писателю создать колорит той эпохи, о которой рассказывается. 
Если мы не знаем наверняка значение устаревших слов, то мы не сумеем до конца и правильно понять смысл произведения. Поэтому необходима словарная работа с такими словами. 
Вот и всё.

Немного из фотосессии.
Саша презентует свою работу
Никитина Аня подготовила словарь на бумажном носителе

Одноклассники - слушают и внимают:



Ольга Борисовна, классный руководитель 4А класса
P.S.Обращение к четвероклассникам.
Дорогой мой 4 А класс... Думаю, мы с вами подобную работу ещё проделаем. Только не нарушая условий...)

4 комментария:

  1. Вестник -какая-либо газета, поникнуть - в прах заснуть (позабавило). Угрюмый -несчастливый (хорошо подмечено). Саша Миролюбова -умничка, хорошая работа))). Ребята - молодцы, так держать!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина:)
      Я тут, конечно, поворчала немного...))
      Но ребята - действительно, молодцы. Нравится мне с ними и общаться, и дело иметь)

      Удалить
  2. Я как-то не задумывалась над архаичными словами и выражениями в пушкинской поэзии. Мы так привыкли к этому языку с детства. Впервые я столкнулась с расхождением языков, когда мы приехали во Францию. Мусе было 8 лет. Тогда в классе она читала наизусть:"Зима, крестьянин торжествуя..." У Муси всегда был хороший, богатый русский. Она любит читать. Но нам пришлось изрядно попотеть. "Дровни", "обновлять путь" (это ребёнку, который про снег почти забыл), "торжествовать".... Хотя мы получили с только удовольствия от этого процесса. Я ещё раз восхитилась лёгкостью, виртуозностью гениального пера.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Лола, что уж и говорить: мы, русские 21 века, уже становимся иностранцами по отношению к русскому языку даже 19 века) - и приходится "препарировать" произведения)
      И это здорово, что вы с Мусей удовольствие от этого получили. Мне бы хотелось, чтобы мои подопечные тоже не формально к этому подошли:)

      Удалить